март 2018 г.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы. Ни один чудо-препарат не может заменить то, что дано матушкой-природой. Почему в одном и том же детском коллективе один малыш сразу заболевает, как только на него кто-то чихнул? А другой посещает детский сад круглый год и не кашляет?
Давно известно, что здоровье на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.
Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста. Для достижения максимального результата начинать нужно с раннего возраста.
Что такое закаливание
По определению В. Даля в его «Толковом словаре живого великорусского языка», закаливание – это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». В современной литературе можно встретить разные объяснения закаливания. Согласно одному из них закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
Закаливание детей дошкольного возраста характеризуют следующие положения:
Это система определенных процедур в ритме дня. Не отдельный момент! а процесс! Своего рода, образ здоровой жизни, который родители закладывают своему ребенку, определяя формирование его мышления и дальнейшей деятельности.
Это активная деятельность, намеренное воздействие холодом для тренировки защитных механизмов тела. Причем повышается устойчивость не только к холодовым влияниям, но и к другим воздействиям.
Это не самоцель. Оно является средством укрепления и сохранения здоровья ребенка.
Принципы закаливания детей дошкольного возраста
Для того чтобы достичь желаемого результата, при проведении закаливающих процедур нельзя пренебрегать теми принципами, которые выработаны практическим опытом и подкреплены медико-биологическими исследованиями.
Наиболее важные из них:
Систематичность (ежедневные занятия в одно и то же время)
постепенность и последовательность раздражающего воздействия (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным)
учет индивидуальных особенностей (процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции)
комплексность воздействия природных факторов (это не только обливание водой, но и прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах, плавание, бег и т. д.)
Общие правила закаливания
одевайте ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);
укладывайте малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);
ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;
после сна ополаскивайте лицо и кисти прохладной водой;
ежедневно гуляйте с ребенком на улице (независимо от погоды);
в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.
Закаливание детей в домашних условиях
Воздушная ванна по утрам в одних трусиках. В течение десяти-пятнадцати минут при открытой форточке сделайте с ребенком гимнастику.
Умывание до пояса. Сначала теплой водой мойте ребенку лицо, руки до локтя, шею, грудь, спинку. Постепенно температуру воды снижайте. После умывания промокните полотенцем крупные капли воды. Растирать и массажировать не нужно. Умываться необходимо утром и вечером.
Полощите ежедневно нос, рот и горло теплой водой. Если ребенок часто болеет, используйте для полосканий травяные отвары (с ромашкой, календулой, шалфеем, мать-и-мачехой, березовыми почками) или раствор морской соли (чайная ложка на стакан воды). Как полоскать нос? Наберите в ладошку воды и дайте ребенку втянуть ее носом. Затем – высморкаться. И так несколько раз. Дети спокойно выполняют эту процедуру с четырех лет.
Позволяйте малышу периодически ходить босиком. Сначала в носочках по пушистому ковру. Затем – без носочков. Летом обязательно разрешайте ребенку ходить босиком по песку и траве (конечно, на безопасных участках). Постепенно увеличивайте время босохождения. Хождение босиком по улице не только отличная процедура, но и хорошая профилактика плоскостопия.
Закаливание водой. Постепенно начинайте обливать стопы холодной водой утром и вечером.
Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес. Четырехлетний малыш вполне способен двигаться на своих ногах без перерыва до сорока минут. Используйте эти его способности.
Детки любят кататься зимой на санках с горы. Пусть катаются в свое удовольствие! Только не тащите его санки на гору сами. Ребенок должен двигаться, чтобы не озябнуть. Приучайте малыша и к другим зимним забавам: к лыжам (с четырех лет можно начинать учить, сначала без палок, к конькам (профессиональные спортивные клубы принимают детей с четырех лет). И еще. Завязывать шарфом рот и нос нельзя. Заставляйте ребенка дышать носом.
Лето – пора купания. Плавание в открытом водоеме – самая эффективная процедура. При первом знакомстве с водой важно научить ребенка спокойно заходить в озеро, не бояться воды. Только постепенно позволять заходить глубже, играть в водоеме. Если губы дитяти посинели, сам весь дрожит, срочно на берег. После летних закаливающих процедур в осенне-зимний период малыша желательно водить в бассейн.
Водные летние процедуры необходимо сочетать с солнечными ваннами. Нежную кожу обязательно обработайте солнцезащитным средством, а голову укройте. Лучше всего посадить малыша играть в тенек (под зонт, например).
Если ребенок заболевает, многие родители держат его дома до полного выздоровления. Это верно не во всех случаях. Больному малышу вдвойне нужен свежий воздух. Конечно, при температуре под сорок никто не говорит выходить на улицу. Если же у ребенка нет температуры, идите гулять.
Февраль, 2018 г.
Консультация для родителей «Что читать детям 4–5 лет»
Всегда созревает вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, для начала нужно определиться какими навыками они должны овладеть. Многие авторитетные психологи и педагоги выявили, что дети в данном возрасте должны отвечать на вопросы после прочтения сказок, рассказов, уметь выявлять поступки персонажей, уметь описывать главных героев. Например, на вопрос: «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик растроился?» Ответы: «Его Лиса обидела!»«Зайке жить негде!», «Ему холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку необходимо не только прочесть книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. А еще важно выявить у ребенка кому он сочувствует сопереживает, кого бы наказал, а кого пожалел. Возможно Лису не надо было выгонять из лубяной избушки Зайки? Или Зайку надо было оставить на улице?
Именно детальное обсуждение произведения и формирует у детей нравственность. Только через искусство и творчество, в 19 веке учеными было доказано, формируется нравственное воспитание личности. И самым действенным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы!
Необходимо важно! Необходимо вместе с ребенком обсуждать прочитанную книгу. Это учит ребенка осмысливать прочтенное произведение. Даже если ребенку всего 4 года! Задавая вопросы малышу, он учится понимать о чем идет речь. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Ребенок научится анализировать поступки и поведение окружающих и предвидеть развитие событий.
Также задачи педагогов и психологов состоят в умении детей в возрасте 4 - 5 лет читать стихи, потешки с выражением,интонацией,настроением. По объему стихи должны быть небольшими. В возрасте 4 - 5 лет необходимо упражнять детей в пересказывании. Взрослые должны тут набраться терпения!. Перед сном попытайтесь поменяться, пусть малыш Вам расскажет сказку. Даже пусть она тысяча раз будет ему знакомой. Например, «Колобок» или «Теремок». Наверняка ребенок будет путаться и сбиваться, менять последовательность событий. Не перебивайте ребенка. В конце пересказа обязательно похвалите его. Ребенок просто должен войти в роль рассказчика. Ведь для малыша пересказ — это очень важный труд.
Список литературы для чтения, пересказов и заучивания наизусть:
Сказки:
Смоляной бычок
Зимовье зверей
Гуси-лебеди
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Жихарка
Два жадных медвежонка
Три поросенка
Привередница
Петушок и бобовое зёрнышко
Царевна лягушка
Снегурочка
Крылатый, мохнатый да масляный
Лисичка-сестричка и волк
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила» (отрывок)
Ш. Перро «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» и др.
В. Сутеев «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кто сказал «Мяу»?», «Раз, два, дружно!», «Петух и краски» и др.
Б. Заходер «Мишка-топтыжка», «Кит и кот», «Серая звёздочка», «Вини Пух», «Кавот и Камут», «Кискино горе», «Волчок» и др.
К. Чуковский «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ёлка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Радость» и др.
С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Пудель», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка про умного мышонка», «12 месяцев», «Шалтай-болтай», «Мяч», «Багаж» и др.
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
С. Михалков «Дядя Степа», «А что у вас?», «Рисунок», «Где очки?», «Трезр» и др.
В. Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота», «Хвосты», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил»,
Г. Х. Андерсон «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Калоши счастья», «Дикие лебеди» и др.
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Заплатка» и др.
В. Осеева «Хорошее», «На катке», «Сыновья», «Три товарища» и др.
З. Александрова «Елочка», «Таня пропала», «Мишкины соседи», «Дождик» и др.
Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться», «Научу одеваться и братца» и др.
Г. Остер «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев» и др.
Бр. Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Храбрый портняжка» и др.
Всегда созревает вопрос, что читать детям 4 — 5 лет, для начала нужно определиться какими навыками они должны овладеть. Многие авторитетные психологи и педагоги выявили, что дети в данном возрасте должны отвечать на вопросы после прочтения сказок, рассказов, уметь выявлять поступки персонажей, уметь описывать главных героев. Например, на вопрос: «Какой была Лиса?», ребенок может ответить «Злой!» или «Хитрой». «Почему Зайчик растроился?» Ответы: «Его Лиса обидела!»«Зайке жить негде!», «Ему холодно!» А чтобы решить поставленные задачи, ребенку необходимо не только прочесть книжку, с ним нужно ее еще и обсудить. А еще важно выявить у ребенка кому он сочувствует сопереживает, кого бы наказал, а кого пожалел. Возможно Лису не надо было выгонять из лубяной избушки Зайки? Или Зайку надо было оставить на улице?
Именно детальное обсуждение произведения и формирует у детей нравственность. Только через искусство и творчество, в 19 веке учеными было доказано, формируется нравственное воспитание личности. И самым действенным средством среди всех видов искусства является чтение художественной литературы!
Необходимо важно! Необходимо вместе с ребенком обсуждать прочитанную книгу. Это учит ребенка осмысливать прочтенное произведение. Даже если ребенку всего 4 года! Задавая вопросы малышу, он учится понимать о чем идет речь. Умеющий думать во время чтения, будет ставить вопросы и в жизни. Ребенок научится анализировать поступки и поведение окружающих и предвидеть развитие событий.
Также задачи педагогов и психологов состоят в умении детей в возрасте 4 - 5 лет читать стихи, потешки с выражением,интонацией,настроением. По объему стихи должны быть небольшими. В возрасте 4 - 5 лет необходимо упражнять детей в пересказывании. Взрослые должны тут набраться терпения!. Перед сном попытайтесь поменяться, пусть малыш Вам расскажет сказку. Даже пусть она тысяча раз будет ему знакомой. Например, «Колобок» или «Теремок». Наверняка ребенок будет путаться и сбиваться, менять последовательность событий. Не перебивайте ребенка. В конце пересказа обязательно похвалите его. Ребенок просто должен войти в роль рассказчика. Ведь для малыша пересказ — это очень важный труд.
Список литературы для чтения, пересказов и заучивания наизусть:
Сказки:
Смоляной бычок
Зимовье зверей
Гуси-лебеди
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Жихарка
Два жадных медвежонка
Три поросенка
Привередница
Петушок и бобовое зёрнышко
Царевна лягушка
Снегурочка
Крылатый, мохнатый да масляный
Лисичка-сестричка и волк
А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила» (отрывок)
Ш. Перро «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» и др.
В. Сутеев «Мышонок и карандаш», «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Под грибом», «Кто сказал «Мяу»?», «Раз, два, дружно!», «Петух и краски» и др.
Б. Заходер «Мишка-топтыжка», «Кит и кот», «Серая звёздочка», «Вини Пух», «Кавот и Камут», «Кискино горе», «Волчок» и др.
К. Чуковский «Айболит», «Краденое солнце», «Путаница», «Ёлка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Радость» и др.
С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый», «Пудель», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка про умного мышонка», «12 месяцев», «Шалтай-болтай», «Мяч», «Багаж» и др.
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»
С. Михалков «Дядя Степа», «А что у вас?», «Рисунок», «Где очки?», «Трезр» и др.
В. Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота», «Хвосты», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил»,
Г. Х. Андерсон «Снежная Королева», «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Калоши счастья», «Дикие лебеди» и др.
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Заплатка» и др.
В. Осеева «Хорошее», «На катке», «Сыновья», «Три товарища» и др.
З. Александрова «Елочка», «Таня пропала», «Мишкины соседи», «Дождик» и др.
Е. Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться», «Научу одеваться и братца» и др.
Г. Остер «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев» и др.
Бр. Гримм «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Храбрый портняжка» и др.
Январь, 2018 г.
Детско-родительские отношения: какими они должны быть?
Когда в семье появляется ребенок, отношения между мужем и женой переживают удивительные трансформации. Теперь они становятся папой и мамой, на которых ложится огромная ответственность за крошечное существо. Каким вырастет их ребенок, будет ли он успешен и благополучен в жизни - подобными вопросами задается каждый родитель. Между тем, именно от родителей и того, какие детско-родительские отношения были выстроены, зависит то, как сложатся у малыша отношения с внешним миром. Детская психология такова, что маленькие дети берут за эталон поведение взрослых, окружающих его. Первыми примерами для подражания становятся родители. И дети, психология взаимоотношений которых только начинает формироваться, во всем стараются подражать взрослым. Это проявляется в ролевых играх детей и в отношениях детей со сверстниками. Поэтому крайне важно показать своим сыновьям и дочерям правильные отношения между папой и мамой, которые и станут отправной точкой для того, чтобы подросший ребенок смог в полной мере реализовать себя в жизни. Наиглавнейший принцип, который должен видеть ребенок, это проявление искренней любви и заботы друг о друге. Малыш, который изо дня в день будет наблюдать трепетные и добрые отношения мамы с папой, будет счастлив и сам. Более того, модель проявлений нежности и любви будет в дальнейшем применяться и малышом. Поэтому и детско-родительские отношения должны базироваться на любви. Ребенок, который ощущает себя любимым своими родителями, меньше подвержен депрессии, он не пребывает в стрессовом состоянии в случае грозящей ему опасности. Он уверен в том, что мама и папа спасут его, помогут преодолеть все трудности. Ребенок начинает и сам чувствовать себя уверенно. А ведь уверенный в своих силах малыш способен на многое. Кроме того, детско-родительские отношения в семье должны учить заботе друг о друге и взаимному уважению. Заботе о других надо приучать с самого юного возраста, тогда, повзрослев, сын или дочь не станут эгоистичными потребителями, которых родители смогли только приучить к избалованности и способности требовать всяческих благ, не даря ничего взамен. Приученный к заботливому отношению к другим, ребенок сможет в полной мере реализовать себя впоследствии как любящий заботливый муж, отец, жена или мать. Ошибочно мнение, что мальчику не нужны проявления нежности, потому что он – будущий мужчина. В этом корень всех будущих проблем взрослого человека, который будет не в состоянии выражать свои чувства и привязанности, страдая от этого сам и причиняя дополнительные страдания своим вторым половинкам. Взаимное уважение должно также неотъемлемо входить в детско-родительские отношения, так как оно способствует полноценному и всестороннему развитию личности малыша. Подавляя его волю и желания, не объясняя причин отказа малышу в его просьбах, родители рискуют в дальнейшем вырастить неуверенного человека, которому будет трудно адаптироваться к внешней жизни, который будет чувствовать себя ненужным и несчастным. Прежде чем отказать малышу в какой-либо, на первый взгляд, абсолютно неприемлемой просьбе, задумайтесь, отчего возникло такое желание. Возможно, малыш сможет привести веские доводы и разумно обосновать свою просьбу. Отношения между детьми и родителями – проблема извечная. Не всегда отцам или матерям удается понять своих детей, равно как и дети не способны оценить ситуацию глазами своих родителей. Однако, приучая к уважению чужого мнения и вниманию к близким, взаимопонимание между родителями и детьми, все же, может быть достигнуто. Родители! Не стесняйтесь всячески проявлять свою любовь как друг к другу, так и в отношениях с собственными детьми. Малыш, любимый папой и мамой, в ответ испытывающий трепетные чувства к своим самым близким и дорогим людям, гораздо более чаще вырастает личностью, которая не испытает проблем с адаптацией в мире вне семьи.
Декабрь.
Школа здоровья , на тему "Прививайся на здоровье"
https://cloud.mail.ru/public/5A99/gwpLqwsMy
Ноябрь.
Детская агрессия - причины, как бороться.
Гнев и агрессивное поведение — это необходимая человеку реакция. С точки зрения психологии, агрессия – это сила, с которой мы стремимся к осуществлению задуманного и преодолеваем препятствия на своем пути. Порой гнев выходит из-под контроля, причиняя вред как самому человеку, так и тем, кто его окружает. В целом, детская агрессия и проявления гнева – нормальное явление, потому что ребенок еще не умеет выражать свое недовольство иначе. Однако родителям стоит обратить внимание на частоту и интенсивность таких проявлений и искать причины переизбытка эмоциональных разрядок.
Проявления детской агрессии
«Агрессор»
Он не может справиться со своим гневом, выплескивая отрицательные эмоции на родных, друзей, воспитателей и учителей. Проявляя агрессию, дети портят отношения со сверстниками, которые боятся их и обходят стороной. Ощущение изолированности только усиливает раздражение и желание отомстить.
«Жертва»
Ребенок часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, его дразнят и не хотят с ним дружить. Причиной может быть застенчивость, немодная одежда, избыточный вес и многое другое. Дети не скрывают антипатии к тем, кто на них не похож. Все их чувства лежат на поверхности.
Распространенные причины детской агрессии
Существуют различные причины детской агрессии, среди них наиболее распространёнными являются:
Воспитание в негативной среде
Детская агрессия часто является зеркальным отражением поведения родителей. Взрослые не всегда умеют мирным путем решать свои споры, а дети учатся, глядя на них. Например, если в семье приняты физические наказания, то ребенок воспринимает это как норму. Он привыкает к тому, что получить желаемое можно, просто ударив сверстника.
Желание ребенка привлечь к себе внимание
Если ребенок не выделяется какими-либо способностями, например, умением рисовать, его никто не выделяет из общей группы сверстников. Но если привлечь к себе внимание нестандартным способом, например, проявить агрессию, его поведение будут обсуждать.
Возникновение чувства ревности
Если мама похвалила чужой детский рисунок в присутствии своего ребенка, это может вызвать вовсе не желание нарисовать так же хорошо, а скорее обратную реакцию. Детская агрессия выльется в то, что ребенок просто порвет чужой удачный рисунок и оттолкнет «конкурента». Причиной детской агрессии в данном случае будет чувство ревности и негодование по поводу того, что кто-то посмел украсть у ребенка мамину похвалу.
Возникновение чувства зависти
Причиной детской агрессии также может стать зависть. Если объектом детской агрессии становится человек, которому ребенок завидует, он стремится унизить его, «наказав» таким образом за превосходство. Например, если предметом зависти стала красивая и дорогая игрушка, ребенок с низкой самооценкой может отнять и сломать ее, чтобы устранить эту несправедливую, на его взгляд, разницу.
Проявление агрессии как способа защиты
Иногда детская агрессия является способом защиты от враждебного им окружения. А лучшая защита – это нападение. Такую позицию ребенок может усвоить, если родители оценивают его поступки в зависимости от настроения или присутствия посторонних людей. Не зная, чего ожидать, в следующий раз ребенок ведет себя агрессивно просто «на всякий случай».
Как бороться с детской агрессией
Родителям важно знать, как бороться с детской агрессией. Правильное поведение во время приступа агрессии у ребёнка позволит быстро потушить вспышку гнева.
Постарайтесь остановить приступ гнева
Дети не в состоянии успокоиться самостоятельно, им нужно помочь справиться со злостью. Даже если ребенок кусается или дерется, крепко обнимите его. Но сделайте это спокойно, без ответной агрессии.
Установите зрительный контакт с ребенком
Пока Вы обнимаете ребенка, необходимо находиться с ним на одном уровне. Не разрывая телесный контакт, постарайтесь наладить зрительный – посмотреть ему в глаза. На подсознательном уровне такое поведение воспринимается как сигнал к обретению спокойствия, ведь мама рядом. Такой прием подействует, даже если в этот момент ребенком владеет злость.
Выберите правильную интонацию
Прежде чем заговорить, выберите правильную интонацию, чтобы обозначить эмоциональное состояние ребенка. Желательно, чтобы Ваш голос звучал нейтрально. Обращаться нужно в утвердительной форме, но ни в коем случае не приказным или поучительным тоном. Только так малыш почувствует, что Вы понимаете его состояние. Ведь агрессивное поведение для него и есть способ продемонстрировать свое негодование. И если ребенка поняли, это означает, что цель достигнута и дальнейшее агрессивное поведение просто не имеет смысла.
Подберите правильные слова
Сохраняя телесный контакт, подберите правильные и соответствующие возрасту Вашего ребенка слова, которые помогут его успокоить. Если Ваш агрессор еще совсем маленький, подойдет, например, такая фраза: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!». Для ребенка постарше важно обозначить эмоции, которые он испытывает в момент проявления агрессии, и их причину, это могут быть следующие слова: «Тебе обидно, что нужно ложиться, а тебе еще хочется поиграть». Если ребенок укусил или ударил Вас, стоит подробно объяснить ему, что Вам неприятно, например: «Мне больно! Мне не нравится, когда меня кусают».
Игры для профилактики агрессии у детей
Проводить воспитательную работу и объяснять, как нужно себя вести, имеет смысл тогда, когда все эмоции окончательно схлынут. Только успокоившись, ребенок будет способен услышать Вас. Нужно показать, что проблемы можно решать и мирным путем. Не запрещайте детям выражать агрессию, а просто предложите реагировать на неприятные ситуации иначе, не причиняя вреда окружающим. Пока ребенок не способен спокойно выражать свое недовольство или неприятие чего-либо, с ним нужно проводить специальные игры и упражнения, направленные на моделирование проявлений детского гнева. Используя игровую форму, можно помочь ребенку снять накопившееся эмоциональное напряжение.
Для «драчунов»
Эти занятия для профилактики детской агрессии включают упражнения, которые основаны на движениях, совпадающих с реальными ударами.
- Драка подушками. Ее можно совмещать с игрой на профилактику вербальной детской агрессии, когда участники обзывают друг друга безобидными словами, например: «А ты – шпрот! А ты – блюдце! А ты – ботинок!». Каждая «обзывалка» должна совпадать с импровизированной атакой. Вместо подушек также можно использовать воздушные шары.
- Пинание или бросание мяча. Для проведения игры лучше выбрать место, где есть много свободного пространства, чтобы ребенок мог бросать и пинать мяч, не ограничивая себя в движениях.
- Выбивание ковра. Игра заключается в ритуальном изгнании микробов из ковра. Для этого можно использовать мухобойку или теннисную ракетку. Удары должны сопровождаться криками воинов.
- Разрывание бумаги на скорость. Лист бумаги рвется на мелкие клочки – кто быстрее. Затем этими кусочками участники закидывают друг друга.
Для «зубастиков»
Это игры, в которых проявления гнева сопровождаются имитацией укусов.
- Откусывание батона. Можно купить длинный батон-багет и считать, кто больше от него откусит.
- Игра в зоопарк. Предлагается изобразить скалящихся и рычащих животных. Ребенок должен показать, как злится тигр, медведь, лев и т. д.
- Прорезыватели для зубов. Их можно давать кусать совсем маленьким детям (3–5 месяцев), чтобы они успокоились.
Октябрь. Укрепить здоровье осенью !
Осенью мы начинаем хандрить — сырость и серость за окном, день коротает,
вечера стали совсем холодными — все это не прибавляет нам настроения.
Но грусти нельзя допускать! Как известно, уныние — враг здоровья! Поэтому, не
дожидаясь первых ненастных дней, а еще в пору бабьего лета настроим себя на то,
что этой осенью хандрить уж точно не придется!
- Самомассаж по утрам
Руки, ноги — пройдитесь специальной массажной щеткой, затем легко
помассируйте туловище, а закончите массажем лица и шеи.
- Водные контрасты
Запустите в свое утро либо контрастный душ, постепенно увеличивая время под
холодной водой; либо контрастные умывания, приготовив заранее в морозилке для
этих целей лед.
- Витамины вам в помощь
Посоветуйтесь с терапевтом, который подскажет как не переплачивая подобрать
гамму витаминов для своего возраста и особенностей состояния здоровья.
- Повысим настроение
А заодно и сопротивляемость организма болезням — регулярно будем принимать
препараты растений — адаптогенов: эхинацеи, родиолы розовой, лимонника
китайского и женьшеня. А в рецептуру любимых блюд введем побольше лука и
чеснока!
- Медово — лимонный элексир
Пользу этого сочетания переоценить невозможно. В любых вариантах —
измельченный лимон с медом, настои, настойки, внутрь и наружное
использование — все на пользу этой осенью.
Помогите себе сами и останется насладится красотой осени
Осенью мы начинаем хандрить — сырость и серость за окном, день коротает,
вечера стали совсем холодными — все это не прибавляет нам настроения.
Но грусти нельзя допускать! Как известно, уныние — враг здоровья! Поэтому, не
дожидаясь первых ненастных дней, а еще в пору бабьего лета настроим себя на то,
что этой осенью хандрить уж точно не придется!
вечера стали совсем холодными — все это не прибавляет нам настроения.
Но грусти нельзя допускать! Как известно, уныние — враг здоровья! Поэтому, не
дожидаясь первых ненастных дней, а еще в пору бабьего лета настроим себя на то,
что этой осенью хандрить уж точно не придется!
- Самомассаж по утрам
Руки, ноги — пройдитесь специальной массажной щеткой, затем легко
помассируйте туловище, а закончите массажем лица и шеи.
помассируйте туловище, а закончите массажем лица и шеи.
- Водные контрасты
Запустите в свое утро либо контрастный душ, постепенно увеличивая время под
холодной водой; либо контрастные умывания, приготовив заранее в морозилке для
этих целей лед.
холодной водой; либо контрастные умывания, приготовив заранее в морозилке для
этих целей лед.
- Витамины вам в помощь
Посоветуйтесь с терапевтом, который подскажет как не переплачивая подобрать
гамму витаминов для своего возраста и особенностей состояния здоровья.
гамму витаминов для своего возраста и особенностей состояния здоровья.
- Повысим настроение
А заодно и сопротивляемость организма болезням — регулярно будем принимать
препараты растений — адаптогенов: эхинацеи, родиолы розовой, лимонника
китайского и женьшеня. А в рецептуру любимых блюд введем побольше лука и
чеснока!
препараты растений — адаптогенов: эхинацеи, родиолы розовой, лимонника
китайского и женьшеня. А в рецептуру любимых блюд введем побольше лука и
чеснока!
- Медово — лимонный элексир
Пользу этого сочетания переоценить невозможно. В любых вариантах —
измельченный лимон с медом, настои, настойки, внутрь и наружное
использование — все на пользу этой осенью.
измельченный лимон с медом, настои, настойки, внутрь и наружное
использование — все на пользу этой осенью.
Помогите себе сами и останется насладится красотой осени
Сентябрь.
Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет
Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода
Психологическое развитие
На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.
Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.
Родителям на заметку. Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность.
Интеллектуальные особенности
Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.
Математические умения
Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5) Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.
Логическое мышление
Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое. Увеличивается объём памяти. Повышается устойчивость внимания. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4). Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары. Подбирает противоположные слова. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
Речевое развитие
Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди. Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть). Употребляет множественное число. Находит предмет по описанию. Понимает значение предлогов. Знает профессии. Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт. Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки. Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.
Окружающий мир
Различает овощи, фрукты и ягоды. Знает насекомых. Называет домашних животных. Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.
Повседневные навыки
Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку. Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края. Различает правую и левую руку. С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.
Полезный совет. На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.
Физическое развитие
Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно. Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее. Движение им по-прежнему необходимоика активно развивается.Ребёнок становится ловким и быстрым. Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха. Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг. Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.
- Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы.Быстрое образование условно-рефлекторных связей. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.
Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.
Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.
Советы родителям
Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.
Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.
Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.
Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.
Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.
Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.
Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.
Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
Играйте с ним дома.
Читайте книги.
Закрепляйте любые полученные знания.
Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий